Профессия учителя, которую я
выбрал, одна из самых важных и трудных, но это именно то, что приносит мне
радость и удовлетворение особенно, когда видишь глаза детей, добрые и наивные,
которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Хочется отдать им всё.
Я считаю, что в современных
условиях нельзя трактовать обучение только как формирование у учащихся
определённой системы знаний, умений, навыков. Современные условия ставят задачу
организовывать обучение таким образом, чтобы оно максимально обеспечивало
умственное развитие школьников. Поэтому речь идёт не просто об обучении, а о
развивающем обучении, обучении, связанном с интенсивным умственным развитием, с
формированием способностей к самообучению, самообразованию.
Цель
моей педагогической работы:
·
способствовать
формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие,
обладающего способностью принимать решения в условиях неопределенности,
готового к постоянному совершенствованию своих личностных качеств, умеющего
сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.
В соответствии с современными требованиями
каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями и задачами
образования должен способствовать формированию функционально грамотной
личности.
Я выделяю следующие приоритетные подходы к процессу обучения:
1.
Все
дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в
обучении.
2.
Подходя
к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два
главных принципа обучения – дедуктивность и цикличность изучения материала с
постоянным его усложнением.
3.
Использование
групповой работы, которая помогает формированию коммуникативных навыков
общения, общего достижения решения проблемы.
4.Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока.
5. Чтобы
добиться результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и
решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей,
коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии. В своей
педагогической деятельности я использую проектную и исследовательскую технологию.
Для современных детей учитель уже давно не
является единственным источником информации. Обилие информации не приводит к
системности знаний. Ученики, зачастую, не умеют превращать информацию в знания.
Детей необходимо научить правильно, усваивать информацию, а для этого нужно
научить выделять главное, находить связи
и структурировать. Научить нужно и целенаправленному поиску информации,
поисковой деятельности.
Считаю, что один из
эффективных путей решения этих задач-
учебные проекты.
Преимущество проекта заключается в том, что у
учащихся есть право выбора первого шага,
хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему
приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения.
Моя задача – помочь им это сделать. Наиболее продуктивен
краткосрочный проект. Например, по
биологии в 6 классе по теме «Строение семян однодольных и двудольных растений».
Защита проекта проводилась при обобщении
данной темы.
Я веду курс «Проектная деятельность по
экологии». Основной целью данного курса является: становление активной гражданской позиции подростков, включение их в
социально значимую проектную деятельность. Учащимися были реализованы несколько
проектов. Такие, как
• «Изучение экологического состояния пришкольной территории»
• «Изучение радиационного аспекта экологического состояния
окружающей среды»
• «Проведение социологических опросов по проблемам окружающей
среды».
• «Изучение показателей здоровья
школьников»
• «Влияние различных факторов на рост
кристаллов»
В своей работе уделяю внимание
исследовательской деятельности учащихся. Отличительной
особенностью этой работы является то, что практически каждый учащийся становится
в позицию исследователя, экспериментатора в зависимости от своих возможностей и
интересов.
Исследовательская деятельность является основной ключевой фигурой в процессе
обучения младших школьников. Факультативный курс «Юный исследователь», который
я веду второй год, способствует развитию познавательных способностей младших
школьников, формированию и развитию у детей умений и навыков исследовательского поиска.
С учащимися начальных классов мы разработали и выполнили следующие
исследовательские работы:
·
Выращивание кристаллов
·
Изучение свойств воды
·
Анализ почвы и воды
·
Изучение свойств поваренной соли и
другие.
Старшеклассниками были проведены исследовательские работы ,которые приняли участие
в районных и областных конкурсах, такие как
«Экологическое благополучие села Варламово».
«Музей минералов Томская
Писаница»,
«Улучшение состава качества питьевой воды в селе Варламово»
«Изучение
растительности берёзового леса села Варламова»
«Смена
биогеоценозов при зарастании полей бывшего колхоза «Россия» Для развития интереса у учащихся к
фенологии и метеорологии в школе ведётся
предмет «Фенология с основами метеорологии» для учащихся 6-8 классов по
авторской программе С.М.
Космовского. Формы преподавания данного
предмета: проекты, презентации, исследовательская работа, конференции,
однодневные походы, практические занятия.
Я преподаю факультативный курс
«Экология» в 5-8 классах. Основная цель данного курса: формирование у учащихся
экологического мировоззрения, развитие познавательных навыков и воспитание
бережного отношения к окружающему миру.
В процессе изучения учащиеся
составляют карты биоценозов села, энергетических систем, знакомятся с
краснокнижными растениями села, определяют влияние шума на здоровье человека,
составляют биоритмы, изучают влияние компьютера на развитие человека.
В сентябре 2010 года на базе Варламовской СОШ была сформирована экологическая
группа «КЕДР», которая является структурным подразделением международной
организации Гринпис.
Главная цель экогруппы «КЕДР»: пропаганда населения о вреде
мусорного загрязнения, поджогов травы, участие
учащихся в лесовосстановительных мероприятиях как на территории, прилегающей к
селу Варламово, так и на территории Болотнинского района.
В октябре прошлого года в рамках акции «День леса» был заложен лесной
питомник: высажены саженцы ели, сосны кедровой, пихты, берёзы.
Активистами группы «КЕДР» выпускается 1 раз в три месяца информационный
бюллетень «Лесная газета», отражающий работу экологической группы.
Активисты группы успешно принимают участие в районных и областных
конкурсах:
В своей
профессиональной деятельности поддерживаю тесную связь с коллегами по работе:
обмениваюсь опытом, методическими разработками, сотрудничаю с СО РАН,
Сибирским экологическим центром, международной экологической организацией
Гринпис.
В октябре 2011 года в НГПУ на
первом съезде Ассоциации молодых педагогов представлял Болотнинский район с докладом «Организация работы с молодыми педагогами в Болотнинском районе». В настоящее время
являюсь членом совета Ассоциации молодых педагогов Новосибирской области,
членом главной аттестационной комиссии.
Участвую в
подготовке и проведении педагогических советов, методических семинаров.
Выступал с темами «ИКТ-компетентность
педагогов - необходимое условие успешности педагогической деятельности», «Роль
исследовательской деятельности в совершенствовании учебно-воспитательной работе»
На районном семинаре учителей выступал с докладом по теме «Проектная и
исследовательская деятельность как форма экологического воспитания учащихся».
С самого начала своей
педагогической деятельности занимаюсь самообразованием.
Принимаю активное участие в районных, областных конкурсах.
С начала учебного года являюсь
руководителем школьного циклового методического
объединения «Здоровье». На заседаниях ЦМО
обсуждаем вопросы, связанные с изучением передового опыта, знакомимся с
новинками методической литературы, обсуждаем проблемы, вытекающие в процессе
работы у учителей.
Дети активно участвуют в Неделе
биологии и экологии. Проведение внеклассной работы по предмету показывает, что уровень знаний детей превышает
программный материал. Так Степаненко Анна, учащаяся 10 класса, стала
победителем районной олимпиады по биологии, принимала участие в Региональной
олимпиаде. Шигалеева Настя, учащаяся 10
класса, стала призёром районной
олимпиады по экологии. В этом году 100%
учащихся 11 класса и 90% учащихся 9 класса выбрали для
сдачи единого государственного экзамена биологию.
С началом педагогической деятельности
являюсь классным руководителем. Как
классный руководитель стараюсь разнообразить внеклассную работу, вовлечь всех
учащихся в проведение мероприятий, развить навыки самоуправления.
Много времени уделяю
работе с родителями. Своевременно посещаю трудные семьи,провожу индивидуальные
беседы, вовлекаю родителей в проведение внеклассных мероприятий.
Для
развития у учащихся навыков работы с компьютером, фотоаппаратом и работы в
интернет-ресурсах веду кружок «Фотостудия KOSMOS».
Я считаю, что учитель не должен
останавливаться на достигнутом. Он должен быть
творческой личностью , для которой важна не только оценка его труда, а отношение к нему окружающих. Я ни разу не пожалел, что стал учителем.
Школа – моя жизнь, а дети – моя радость.
|