Меню сайта
Категории раздела
Методические материалы по биологии [47]
Выступления [2]
Презентации по биологии [86]
Презентации по химии [3]
Стандарты по биологии [4]
Стандарты по химии [2]
Разные документы [4]
Рабочие программы по биологии [6]
Рабочие программы по химии [2]
Классное руководство [21]
Программы факультативов и внеурочной деятельности [8]
Программы кружков [3]
Олимпиады по биологии [5]
Ассоциация молодых педагогов [3]
Научные работы [8]
Рабочие программы по экологии [4]
Опыт работы [1]
Материалы на Учитель года [9]
Электронные учебники [18]
Результаты викторин [12]
ГИА и ЕГЭ по биологии [9]
Форма входа
Поиск
Быстрые сообщения
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Материалы на Учитель года

Самоанализ
[ Скачать с сервера (108.0 Kb) ] 06.04.2012, 06:54

                                                                     Проживи одну свою и тысячу
                                                                            жизней своих учеников – и ты
                                                               проживёшь вечность…

    Профессия учителя, которую я выбрал, одна из самых важных и трудных, но это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Хочется отдать им всё.

      Хорошо известно, что в современных условиях нельзя трактовать обучение только как формирование у учащихся определённой системы знаний, умений, навыков. Современные условия ставят задачу организовывать обучение таким образом, чтобы оно максимально обеспечивало умственное развитие школьников. Поэтому речь идёт не просто об обучении, а о развивающем обучении, обучении, связанном с интенсивным умственным развитием, с формированием способностей к самообучению, самообразованию.

   Таким образом, учитель биологии должен быть не только источником информации, но и обязан стараться развивать  способности учащихся по использованию этой информации; он должен развивать у своих учеников умение думать, размышлять, сопоставлять, анализировать.

Мой стаж педагогической работы три года:  два года в МКОУ Варламовской СОШ, один год  в МКОУ Больше-Черновской ООШ.

В настоящее время обучаюсь на 4 курсе Новосибирского государственного педагогического университета в институте естественных социально-экономических наук по специальности учитель биологии.

    Цель моей педагогической работы:

·                        способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью принимать решения в условиях неопределенности, готового к постоянному совершенствованию своих личностных качеств, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.

 

Задачи:

·        обеспечить реализацию базисных потребностей личности на каждом этапе индивидуального развития;

·        сформировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, на культурный образ жизни и на самореализацию личности;

·        совершенствовать общеучебные умения и навыки (проектные, исследовательские, рефлексивные, самооценочные).

   В соответствии с современными требованиями каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями и задачами образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Для творчески работающего учителя самый главный судья и даже ученик – он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в межпредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей.

Я выделяю следующие приоритетные подходы к процессу обучения:

1.                     Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении.

2.                     Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.

3.                     Использование групповой работы, которая помогает формированию коммуникативных навыков общения, общего достижения решения проблемы. В такой работе учитывается не только вклад каждого ученика в общее дело, но и происходит взаимообучение, что очень важно.

4.                     Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока. Для сильных учащихся задания сложнее, углубленнее, носят творческий, и даже исследовательский характер. Для слабых учащихся – задания, охватывающие стандарт  знаний в образовательной области.

6. Чтобы добиться результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии. В своей педагогической деятельности  я использую  проектную и исследовательскую технологию, это даёт:

·                        Значительное повышение качества знаний учащихся;

·                        Повышение уровня активности школьников на уроке;

·                        Интеграция между предметами различных образовательных областей;

·                        Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;

·                        Постановка цели и планирование работы, как учителем, так и учеником;

·                        Профессиональное самоопределение учащихся.

     На протяжении работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.

Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

Для современных детей учитель уже давно не является единственным источником информации. Обилие информации не приводит к системности знаний. Ученики, зачастую, не умеют превращать информацию в знания. Детей необходимо научить правильно, усваивать информацию, а для этого нужно научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать. Научить нужно и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Считаю, что один из эффективных путей решения этих задач- метод учебных проектов.

    Учебный проект с точки зрения учащихся – это возможность сделать, что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задач. Результат проекта, найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

  Преимущество проекта заключается в том, что у учащихся есть  право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Моя задача  – помочь им это сделать. Наиболее продуктивен краткосрочный проект. Например,  по биологии в 6 классе по теме «Строение семян однодольных и двудольных растений». Защита проекта проводилась при  обобщении данной темы.

Учащиеся 7 класса на уроках биологии  по теме «Надкласс Рыбы» подготовили проекты о хрящевых и костных рыбах с использованием презентаций.

Использование на уроках презентаций,  учебных фильмов,  созданных мною и детьми,  способствует лучшему усвоению знаний. Детям нравятся такие уроки, у них развивается интерес к предмету

   Я веду курс «Проектная деятельность по экологии». Основной целью данного курса является: становление активной гражданской позиции подростков, включение их в социально значимую проектную деятельность; основные задачи:  развивать самостоятельность учащихся, способствовать формированию социальной зрелости, развивать общительность, толерантность, расширить кругозор учащихся.

Учащимися были реализованы проекты:

  «Изучение показателей здоровья школьников»

  «Изучение экологического состояния пришкольной территории»

  «Изучение радиационного аспекта экологического состояния окружающей среды»

  «Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды»

и  другие.

Исследовательский проект на тему «Изучение показателей здоровья школьников», разработанный учащейся  9 класса Степаненко Анной,  был представлен на районную научно-практическую  конференцию «Эврика - 2012».

Проект по химии на тему «Влияние различных факторов на рост кристаллов», разработанный учащимися 10 класса Козловой Екатериной, Степаненко Анной,   был представлен на районную научно-практическую  конференцию «Эврика - 2011».

При проведении уроков с использованием информационных технологий позволяют развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

 Презентации по биологии в 5-11 классах, по химии в 8-11классах, созданные мною, позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

   В своей работе уделяю внимание исследовательской деятельности учащихся. Отличительной особенностью этой работы является то, что практически каждый учащийся становится в позицию исследователя, экспериментатора в зависимости от своих возможностей и интересов.

Целью исследовательской деятельности учащихся является добиться не столько собственных научных результатов, сколько получить основные представления о методике и методах исследования, о том, как формировать и вычленять проблему исследования, как методически правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надёжных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью.

Второй - исследовательская деятельность также является основной ключевой фигурой в процессе обучения младших школьников. Факультативный курс «Юный исследователь», который я веду второй год, способствует развитию познавательных способностей младших школьников, формированию и развитию у детей  умений и навыков исследовательского поиска. 

Третья особенность-преемственность и последовательность, динамика и рост объёма и степени сложности исследовательской деятельности. 

Четвёртая особенность: в старших классах исследовательская деятельность учащихся приобретает черты научного поиска, отличается новизной и прикладным характером.

 С учащимися начальных классов мы разработали и выполнили следующие исследовательские работы:

·                        Выращивание кристаллов

·                        Изучение свойств воды

·                        Анализ почвы и воды

·                        Изучение свойств поваренной соли

Со старшеклассниками  были проведены следующие исследовательские работы:

ü  Экологический проект на тему «Экологическое благополучие села Варламово», разработанный учащимися 6 класса Радченко Димой, Агеевым Максимом. Проект участвует в районном этапе Областного тура Всероссийской акции  «Летопись добрых дел по сохранению природы»

ü  Проект по геологии на тему «Музей минералов Томская Писаница», разработанный учащимся 9 класса Черновым Александром, участвует  в XXXVIII Сибирской геологической олимпиаде 2012 года.

ü  Экологический проект «Улучшение состава качества питьевой воды в селе Варламово», разработанный учащимися 10 класса Котович Анной, Козловой Екатериной,  отмечен в Областном туре конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов обучающихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов дипломом 2 степени в номинации «Технологии водоподготовки, очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов».

ü  Учебно-исследовательская работа «Изучение растительности берёзового леса села Варламова», разработанная учащейся 9 класса Козловой Екатериной, участвовала  в районном этапе Областного тура  Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное  отношение к лесным богатствам»)

ü  Учебно-исследовательская работа «Смена биогеоценозов при зарастании полей бывшего колхоза «Россия», разработанная учащейся 9 класса Степаненко Анной, отмечена  грамотой  за 3 место в районном этапе Областного тура  Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное  отношение к лесным богатствам»)

ü  Проект по биологии животных «Видовой состав и особенности биологии шмелей» разработал учащийся 9 класса Чернов Александр. Данный проект принял участие в районном этапе Областного тура Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды – 2011.

   Для развития интереса у учащихся к фенологии и метеорологии  в школе ведётся предмет «Фенология с основами метеорологии» для учащихся 6-8 классов по авторской программе  С.М. Космовского.  Формы преподавания данного предмета: проекты,  презентации,   исследовательская работа, конференции, однодневные походы, практические занятия. Детям нравится этот предмет, они с удовольствием строят графики температур, составляют программы фенологических наблюдений.

На базе Варламовской школы оборудована метеорологическая станция  для наблюдения и фиксирования метеорологических наблюдений.

Я преподаю факультативный курс «Экология» в 5-8 классах. Основная цель данного курса: формирование у учащихся экологического мировоззрения, развитие познавательных навыков и воспитание бережного отношения к окружающему миру.

В процессе изучения учащиеся составляют карты биоценозов села, энергетических систем, знакомятся с краснокнижными растениями села, определяют влияние шума на здоровье человека, составляют биоритмы, изучают влияние компьютера на развитие человека.

В сентябре 2010 года на базе Варламовской СОШ была сформирована экологическая группа «КЕДР», которая является структурным подразделением международной организации Гринпис.

Главная цель экогруппы «КЕДР»: пропаганда населения о вреде мусорного  загрязнения, поджогов травы, участие учащихся в лесовосстановительных   мероприятиях как на территории, прилегающей к селу Варламово, так и на территории Болотнинского района, активное участие в различных олимпиадах и экологических мероприятиях.

В октябре прошлого года в рамках акции «День леса» был заложен лесной питомник: высажены саженцы ели, сосны кедровой, пихты, берёзы.

Активистами группы «КЕДР» выпускается 1 раз в три месяца информационный бюллетень «Лесная газета», отражающий работу экологической группы. Учащиеся активно принимают участие в таких мероприятиях, как Неделя экологии, День Земли, День воды, День птиц.

Активисты экогруппы проводят социологические опросы о пожарах, расклеивают листовки.

В интернете размещён официальный сайт экогруппы «КЕДР», где размещаются вся информация о проведённых  мероприятиях, фотографии и видео.

Активисты группы успешно принимают участие в районных и областных конкурсах:

ü Степаненко Анна,  ученица 9 класса,  стала победителем в районном конкурсе «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» в номинации «Публицистика в защиту природы»

ü Сайт «Экологическая группа «КЕДР» - победитель районного этапа Областного тура Всероссийского экологического форума «Зелёная планета 2011» в номинации «Современные технологии на службе природе»

ü Сайт «Экологическая группа «КЕДР» - победитель Областного тура Всероссийского экологического форума «Зелёная планета 2011» в номинации «Современные технологии на службе природе»

ü Проект «Мы против…» - победитель Областного тура Всероссийского конкурса творческих работ «Экодизайн» в номинации «ЭКОреклама», учащаяся 9 класса Степаненко Анна

      В своей профессиональной деятельности поддерживаю тесную связь с коллегами по работе: обмениваюсь опытом, методическими разработками,  сотрудничаю  с СО РАН, Сибирским экологическим центром, международной экологической организацией Гринпис.

 В октябре 2011 года в НГПУ на первом съезде Ассоциации молодых педагогов представлял Болотнинский район  с докладом «Организация работы с молодыми педагогами  в Болотнинском районе». В настоящее время являюсь членом совета Ассоциации молодых педагогов Новосибирской области, членом главной аттестационной комиссии. 

   Участвую в подготовке и проведении педагогических советов, методических семинаров по следующим темам:  «ИКТ-компетентность педагогов - необходимое условие успешности педагогической деятельности», «Роль исследовательской деятельности в совершенствовании учебно-воспитательной работе»  (из опыта работы).

На  районном семинаре учителей выступал  с докладом по теме «Проектная и исследовательская деятельность как форма экологического воспитания учащихся».

С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием.

Постоянно ищу новинки в методической литературе, газетах, журналах, интернете.  Неустанный творческий поиск, умение моделировать урок, учитывать все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество. Принимаю активное участие в районных, областных конкурсах:

ü     В международном интернет-конкурсе образовательных сайтов, проводимым PEDSOVET.SU, в номинации сайт творческой группы

ü     В районном конкурсе «Сайт образовательной направленности» в номинации «Страница учителя»

ü     В районном этапе Областного конкурса «Научно-методическая работа педагога дополнительного образования»

С начала учебного года  являюсь руководителем  школьного циклового методического объединения «Здоровье».  На заседаниях ЦМО обсуждаем вопросы, связанные с изучением передового опыта, знакомимся с новинками методической литературы, обсуждаем проблемы, вытекающие в процессе работы у учителей.

В 2011 году в апреле была проведена Неделя биологии и экологии. Проведение недели показало, что уровень знаний детей превышает программный материал. Так Степаненко Анна, учащаяся 10 класса, стала победителем районной олимпиады по биологии, принимала участие в Региональной олимпиаде. Шигалеева Настя, учащаяся 10 класса, стала  призёром районной олимпиады по экологии.

В прошлом учебном году учащиеся 8 класса сдавали переводные экзамены  по географии.

У учащихся с 5 по 11 классы абсолютная успеваемость по предметам составляет 100%, качественная - от 50 до 80%. 

В этом учебном году  100% учащихся 11 класса будут сдавать ЕГЭ по биологии, 80% учащихся 9 класса  - ГИА по биологии.

Таким образом, используя различные формы, методы и приёмы, можно пронаблюдать, что эффективность урока и заинтересованность учащихся в изучении биологии повысилась. Это заметно и по повышению успеваемости, и потому, что ежегодно дети выбирают биологию как предмет для сдачи на выпускных экзаменах.

С началом педагогической деятельности  являюсь классным руководителем. Как классный руководитель стараюсь разнообразить внеклассную работу, вовлечь всех учащихся в проведение мероприятий, развить навыки самоуправления.

 На классных часах учащиеся  узнают о правах и обязанностях школьника, о различных профессиях,  о предотвращении пожаров, о влиянии вредных привычек на здоровье, о нормах общения между собой, о том, как надо вести себя в общественных местах и т. д.

  Важную роль играет трудовое воспитание школьников. Ребята принимают активное участие в субботниках. Они убирали не только территорию школы, но и участвовали в уборке урожая.

 Чтобы досуг был интересным, нужно правильно и успешно его организовать. В этом мне помогают сами ребята и их родители.    Родители также оказывают посильную помощь в подготовке к  каждому родительскому собранию.

    Много времени  уделяю работе с родителями. Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями провожу разные анкеты, тесты, обсуждаем различные педагогические ситуации. Своевременно  посещаю трудные семьи, провожу индивидуальные беседы, вовлекаю родителей во все внеклассные мероприятия. Моими помощниками являются члены родительского комитета. Они организуют досуг детей в классе, ремонт, участвуют в других организационных вопросах. Одним словом, родители интересуются школьной жизнью своих детей, помогают мне и словом и делом, и сами довольны жизнедеятельностью в классе.

Проводя итоги воспитательной работы, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе, сплотился ученический коллектив.

Кабинет биологии и химии оснащён мультимедийным проектором, экраном, двумя персональными компьютерами с подключением к сети интернет.

Для развития у учащихся навыков работы с компьютером, фотоаппаратом и работы в интернет-ресурсах веду кружок «Фотостудия KOSMOS». Учащиеся знакомятся со строением фотоаппарата, овладевают навыками выполнения жанровых, портретных и пейзажных фотографий, учатся размещать фотографии на сайте фотокружка. Также учащиеся принимали участие в различных конкурсах:

ü В районном  конкурсе «Школьная пора»

ü В международном конкурсе фотографий «Чудеса природы для детей и подростков»

ü В районном конкурсе юных фотолюбителей «Сибирская зима»

    И как бы не сердился порой учитель на своих ребят, он должен помнить слова В. Розова "Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий захочет разговаривать”. Я ни разу не пожалел, что стал учителем. Школа – моя жизнь, а дети – моя радость.

    Я думаю, что учитель не должен замыкаться в себе. Это творческая личность, для которой важна оценка его труда, отношение к нему окружающих. Творчество всегда предполагает профессионализм. Не считаю зазорным участвовать в профессиональных конкурсах. Любой конкурс – это начало, точка отсчета, своеобразный способ «перевернуть» свою жизнь, подвергнуть достигнутое беспристрастному анализу коллег. Настоящий учитель не возгордится, а пойдет по пути самосовершенствования, где его могут поджидать не только новые достижения и успех, но и сомнения, а подчас, отчаяние. Но думающий, всегда ищущий учитель найдет в себе силы подняться, расправить свои плечи и пойти дальше рядом со своими коллегами, ради своих учеников, ради дела, которому служишь. 

Категория: Материалы на Учитель года | Добавил: Биохимик
Просмотров: 5504 | Загрузок: 597 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 115
Новости
Жизнь сайта
Друзья сайта
  • Возродим наш лес
  • GREENPEACE
  • Гильдия экологов Сайт

    © 2010-2015  Кабинет химии и биологииkabinet-egf.at.ua  Все права защищены