Программа кружка «Юный фенолог-метеоролог» предназначена для
учащихся 5 класса основной школы и рассчитана на 35 занятия (1 час в неделю).
Фенология – наука, основанная на наблюдениях за явлениями
природы, позволяющих составить важные для хозяйственной деятельности прогнозы.
Без метеорологических наблюдений мы не можем точно проследить за
фенологическими явлениями и сделать выводы о влиянии температуры на ход и
развитие природы. Поэтому фенология тесно связана с метеорологией.
Метеорология – наука о физическом состоянии атмосферы и об
атмосферных явлениях.
Метеорологические явления характеризуют переход природы из
одного сезона в другой. Они показывают все сезонные изменения в природе.
Целью программы кружка является формирование у детей
экологического мировоззрения через организацию фенологических и метеорологических
наблюдений.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие
задачи:
1.
Дать знания детям о фенологии, как науке о закономерностях
сезонного развития природы, о метеорологии, как науке о физическом состоянии
атмосферы и об атмосферных явлениях.
2.
Развивать у детей практические навыки и умения проводить
ежедневные самостоятельные наблюдения в природе, составлять программы
фенологических и метеорологических наблюдений.
3.
Воспитывать любовь к родной природе.
Освоив данную программу, учащиеся должны знать:
ü что такое фенология,
метеорология;
ü устройство и назначение
термометра, флюгера, осадкомера, снегомерной рейки, барометра;
ü сезонные изменения,
происходящие в неживой и живой природе и в жизнедеятельности человека;
ü атмосферные явления: осадки,
выпадающие на земную поверхность, осадки, образующие на поверхности земли и на
предметах.
Учащиеся должны уметь:
§
проводить самостоятельные наблюдения в природе, фиксировать
результаты, обобщать и делать выводы, составлять программы фенологических и
метеорологических наблюдений;
§
измерять температуру воздуха и почвы с помощью термометра;
§
определять направление и скорость ветра с помощью флюгера;
§
измерять высоту снежного покрова с помощью снегомерной рейки;
§
измерять количество выпавших осадков с помощью осадкомера;
§
измерять атмосферное давление с помощью барометра.
Наблюдения за изменениями в природе по каждому времени года
ведутся последовательно: гидрометеорологические явления, явления в мире
растений, явления в мире животных, сельскохозяйственная фенология.
В программе специально выделены часы на практические работы.
Темы практических работ распределены между теоретическим материалом. Занятия
кружка дополняются экскурсиями в лес.
Каждый ученик должен иметь дневник наблюдений, в котором
содержатся программы фенологических и метеорологических наблюдений.
На базе школы оборудована метеоплощадка, на которой имеются
флюгер, метеобудка, снегомерная рейка, осадкомер, почвенный срез, термометры.
|