Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» в 1
классе составлена в соответствии с ФГОС, на основе авторской программы Яковлева
Л. В., Литвякова Н. А., Гончарова А. А. для дополнительного
образования первоклассников «Солнышко в окошке»
и рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
С самого рождения ребёнок
является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для
него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что
семилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти
ответ на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги. Они широко
используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление,
моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, решение кроссвордов и
т.д. Интегрированный метод обучения является для первоклассников инновационным.
Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих
способностей.
Цель программы - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого
потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских
способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
1. Развитие познавательных потребностей младших школьников.
2. Развитие познавательных способностей младших школьников.
3. Обучение детей младшего школьного возраста специальным
знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований
4. Формирование и развитие у детей младшего школьного
возраста умений и навыков исследовательского поиска.
5. Формирование у младших школьников и педагогов
представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной
деятельности.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных
исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает
в качестве основной, центральной. Занятия в ее рамках
выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе
исследовательского поиска постепенно возрастает.
Задачи исследовательской деятельности:
ü формирование предпосылок поисковой
деятельности, интеллектуальной инициативы;
ü развитие умения определять возможные
методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
ü развитие желания пользоваться
социальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной
исследовательской деятельности.
Линии развитии личности:
1. Социальное развитие: развитие самосознания и положительной самооценки, высокий уровень
коммуникативной компетенции;
2. Физическое развитие: развитие осознанного отношения к своему здоровью, формирование
потребности в здоровом образе жизни;
3. Познавательное развитие: систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных
и творческих способностей;
4. Эстетическое развитие: углубленное приобщение к искусству, многообразию
художественных образов, овладение различными видами художественной
деятельности.
Серия занятий объединена
основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних
животных, учитель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью
домашних животных в жизни человека, на занятиях эстетического цикла – с
образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов.
|