Меню сайта
Категории раздела
Методические материалы по биологии [47]
Выступления [2]
Презентации по биологии [86]
Презентации по химии [3]
Стандарты по биологии [4]
Стандарты по химии [2]
Разные документы [4]
Рабочие программы по биологии [6]
Рабочие программы по химии [2]
Классное руководство [21]
Программы факультативов и внеурочной деятельности [8]
Программы кружков [3]
Олимпиады по биологии [5]
Ассоциация молодых педагогов [3]
Научные работы [8]
Рабочие программы по экологии [4]
Опыт работы [1]
Материалы на Учитель года [9]
Электронные учебники [18]
Результаты викторин [12]
ГИА и ЕГЭ по биологии [9]
Форма входа
Поиск
Быстрые сообщения
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Стандарты по биологии

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
[ Скачать с сервера (51.5 Kb) ] 01.01.2012, 19:45

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

 

Изучение естествознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

·                освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавши-ми определяющее влияние на представления человека о природе, развитие техники и технологий;

·                овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки и использования естественнонаучной информации, содержа-щейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярной литературе; осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;

·                развитие интеллектуальных, творческих способностей и кри-тического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естест-веннонаучной информации;

·                воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации; стремления к обоснованности выска-зываемой позиции и уважения к мнению оппонента при обсу-ждении проблем; осознанного отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

·                использование естественнонаучных знаний в повседнев-ной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

СОВРЕМЕННЫЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ
ЗНАНИЯ О МИРЕ

Система наук о природе. Эволюция естественнонаучной кар-тины мира[1]. Естественнонаучный метод познания и его составляю-щие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, тео-рия. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные ха-рактеристики. Системный подход в естествознании.

Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, опре-деляющие современные знания о мире.

Дискретное строение вещества (молекулы, атомы, элементар-ные частицы). Физические поля и электромагнитные волны; волно-вые и корпускулярные свойства света. Кванты; поглощение и испус-кание света атомом. Связь массы и энергии. Порядок-беспорядок и необратимый характер тепловых процессов (2-е начало термодинамики, энтропия, информация). Эволюция Вселенной (большой взрыв, разбегание галактик, эволюция звезд и планет, Солнечная система).

Периодический закон и периодическая система химических элементов. Связь между структурой молекул и свойствами веществ; неорганические и органические вещества. Природа химической связи и механизм химической реакции (скорость реакции, катализ, химическое равновесие).

Клеточное строение живых организмов (дифференциация клеток в организме, обмен веществ и превращение энергии в клетке, деление клетки, оплодотворение). ДНК – носитель наследственной информации (структура молекулы ДНК, ген, генетический код, му-тация, матричное воспроизводство белков). Биологическая эволюция (наследственность и изменчивость организмов, естественный отбор, гипотезы происхождения жизни, происхождение человека). Биоразнообразие. Биосистемная организация жизни (клетка, организм, популяция, экосистема).

Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе. Случайные процессы и вероятностные закономерности. Общность информационных процессов в биологических, техниче-ских и социальных системах. Эволюция: физический, химический и биологический уровни. Процессы самоорганизации. Биосфера, роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы и концепция устойчивого развития.

Проведение простых исследований и/или наблюдений
(в том числе с использованием мультимедиа): электромагнитных яв-лений, волновых свойств света, фотоэффекта, оптических спектров, процессов перехода от порядка к беспорядку, эффекта Доплера, из-менений свойств вещества при изменении структуры молекул, зави-симости скорости химической реакции от различных факторов (тем-пературы, катализатора), клетки (под микроскопом), денатурации белка, репликации ДНК, взаимосвязей в экосистемах (на моделях).

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И РАЗВИТИЕ
ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техни-ки и технологий. Различные способы получения электроэнергии и проблемы энергосбережения. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, медици-не, при изучении свойств вещества, Принцип действия и использование лазера. Современные способы передачи и хранения информа-ции. Получение новых материалов с заданными свойствами. Природные макромолекулы и синтетические полимерные материалы. Жидкие кристаллы. Биотехнологии (микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия). Клонирование.

Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи. Этические проблемы, связанные с раз-витием биотехнологий.

Проведение простых исследований и/или наблюдений
(в том числе с использованием мультимедиа): работы электрогене-ратора, излучения лазера, определения состава веществ с помощью спектрального анализа; свойств полимерных материалов, каталити-ческой активности ферментов.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И ЧЕЛОВЕК

Физические и химические процессы в организме человека. Электромагнитные явления в живом организме (организме челове-ка): электрические ритмы сердца и мозга, электрохимическая природа нервных импульсов. Феномен зрения: оптика, фотохимические реакции, анализ информации. Влияние электромагнитных волн и радиоактивных излучений на организм человека. Роль макромолекул в человеческом организме, ферменты и ферментативные реакции.

Наследственные закономерности. Геном человека. Генетичес-ки обусловленные заболевания и возможность их лечения. Природа вирусных заболеваний. Принцип действия некоторых лекарствен-ных веществ. Проблемы рационального питания. Биохимическая ос-нова никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей. Безопасное использование веществ бытовой химии. Личная ответст-венность человека за охрану окружающей среды.

Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью чело-века: профилактики и лечения инфекционных заболеваний, защиты от опасного воздействия электромагнитных полей и радиоактивных излучений; выбора диеты и режима питания, экономии энергии, эффективного и безопасного использования веществ бытовой хи-мии; личных действий по охране окружающей среды.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 

В результате изучения естествознания на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·                смысл понятий: естественнонаучный метод познания, элек-тромагнитное поле и электромагнитные волны, квант, эволю-ция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галакти-ка, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, дифферен-циация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера;

·                вклад великих ученых в формирование современной естест-веннонаучной картины мира;

уметь

·                приводить примеры экспериментов и/или наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбега-ние галактик, зависимость свойств вещества от структуры мо-лекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволю-цию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

·                объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транс-порта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения ин-фекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

·                выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки; де-лать выводы на основе экспериментальных данных, пред-ставленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

·                работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практиче-ской деятельности и повседневной жизни для:

·                оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

·                энергосбережения;

·                безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

·                профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

·                осознанных личных действий по охране окружающей среды.



[1]       Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Категория: Стандарты по биологии | Добавил: Биохимик
Просмотров: 1034 | Загрузок: 55 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 115
Новости
Жизнь сайта
Друзья сайта
  • Возродим наш лес
  • GREENPEACE
  • Гильдия экологов Сайт

    © 2010-2015  Кабинет химии и биологииkabinet-egf.at.ua  Все права защищены