ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
·
освоение системы знаний о химической составляющей естественно-научной картины
мира, а также о системе важнейших химических понятий, законов и теорий;
·
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических
явлений и свойств веществ; оценки роли химии в развитии современных технологий
и получении новых материалов;
·
развитие
познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием
различных источников информации, в том числе компьютерных технологий;
·
воспитание убежденности в познаваемости мира,
необходимости вести здоровый образ жизни, химически грамотного отношения к
среде обитания;
·
применение полученных знаний и умений по химии в повседневной жизни, а также для решения
практических задач в сельском хозяйстве и промышленном производстве.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ХИМИИ
Научные методы познания окружающего мира и их использование.
Роль эксперимента и теории в познании химии. Моделирование химических
процессов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Современные
представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-, d-Химические элементы, их положение в периодической
системе. Особенности строения электронных
оболочек атомов переходных элементов. Развитие знаний о периодическом законе и
периодической системе химических элементов.
Химическая
связь
Ковалентная связь и ее разновидности, механизмы
образования. Геометрия молекул.
Электроотрицательность. Степени окисления и валентности атомов химических элементов
в соединениях. Ионная связь как предельный случай полярной ковалентной связи.
Катионы и анионы. Металлическая связь. Внутримолекулярные и межмолекулярные
водородные связи. Единая природа химических связей.
Вещество
Вещества молекулярного
и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых,
жидких и газообразных веществ.
Свойства веществ, образованных атомами элементов,
принадлежащих разным группам периодической системы Д.И. Менделеева. Свойства
классов органических веществ.
Причины многообразия веществ: качественный и количественный
состав, аллотропия, изомерия, гомология, изотопия.
Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия,
диссоциация, гидратация, гидролиз. Тепловые
явления при растворении.
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.
Электролитическая диссоциация. Растворы электролитов. Сильные и слабые
электролиты
Реакции, протекающие в растворах: реакции ионного обмена,
кислотно-основное взаимодействие в растворах. Взаимодействие металлов с
растворами солей и кислот. Электролиз растворов и расплавов. Гидролиз
органических и неорганических соединений. Водородный
показатель (рН) среды.
Золи, гели,
понятие о коллоидах.
Химические
реакции
Классификация химических реакций в неорганической и
органической химии.
Окислительно-восстановительные реакции.
Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения.
Скорость реакции, ее зависимость от природы, концентрации
реагирующих веществ, температуры, катализатора. Катализ: гомогенный, гетерогенный,
ферментативный.
Общие
представления о механизмах химических превращений. Энергия активации.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его динамический
характер. Смещение равновесия при изменении температуры, давления или концентрации.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация и номенклатура неорганических веществ.
Восстановительные свойства
металлов. Электрохимический ряд напряжений (стандартных
электродных потенциалов) металлов. Способы получения металлов. Сплавы (черные
и цветные) и их применение. Понятие о коррозии. Представители соединений некоторых
переходных металлов: перманганат калия и дихромат калия как окислители, нитрат
и оксид серебра, сульфат и гидроксид
меди.
Окислительно-восстановительные
свойства типичных неметаллов. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов
на примере галогенов (от фтора до иода).
Благородные газы.
Круговороты
углерода, кислорода и азота в природе.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация и номенклатура органических соединений.
Структурная теория – основа органической химии. Углеродный
скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологи и гомологический ряд.
Изомерия: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи,
функциональной группы) и пространственная (цис-транс, оптическая). Типы связей в молекулах органических веществ (сигма- и
пи-связи) и способы их разрыва.
Характеристика органических соединений: классы органических
веществ, номенклатура, строение, способы получения, физические и химические свойства,
применение.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены.
Природные источники углеводородов: нефть, природные и попутные газы.
Кислородосодержащие соединения: одно- и многоатомные
спирты, фенолы, карбонильные соединения (альдегиды и кетоны), карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты,
белки. Понятие об азотистых
гетероциклических основаниях и нуклеиновых кислотах.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна, биополимеры.
Материальное
единство неорганических и органических веществ.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны,
минеральные воды. Токсичные вещества.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства.
Соблюдение правил безопасной работы со средствами бытовой химии.
Промышленное получение веществ. Производство серной кислоты,
аммиака, метанола, этанола. Понятие о
металлургии (производство чугуна, стали, алюминия). Коррозия металлов и
способы защиты металлов от коррозии.
Химические основы получения высокомолекулярных веществ. Переработка нефти. Минеральные удобрения как источники
восполнения азота, фосфора, калия и микроэле-ментов в почве.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы
(мел, мрамор, известняк, кремнезем ). Вещества, используемые в полиграфии,
живописи, графике, скульптуре, архитектуре.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В
результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать
·
важнейшие
химические понятия: изотопы,
атомные орбитали, аллотропия, изомерия, гомология, электроотрицательность,
валентность, степень окисления, типы химических связей, ионы, вещества
молекулярного и немолекулярного строения, молярная концентрация раствора,
сильные и слабые электролиты, гидролиз, тепловой эффект реакции, скорость химической
реакции, катализ, химическое равновесие;
·
основные
теории химии: строения
атома, химической связи, электролитической диссоциации, структурного строения
органических соединений.
·
вещества и
материалы, широко используемые на практике:
основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи,
аммиак, метан, этилен, ацетилен, бензол, стекло, цемент, минеральные удобрения,
бензин, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, искусственные
волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
·
называть: вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
·
определять: валентность и степень окисления химических элементов,
заряд иона, изомеры и гомологи различных классов органических соединений,
окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
·
характеризовать: s- и p-элементы по их
положению в периодической системе элементов; общие химические свойства металлов
и неметаллов и их важнейших соединений; химическое строение и свойства
изученных органических соединений ;
·
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,
природу образования химической связи
(ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции
от различных факторов, смещение химического равновесия под воздействием внешних
факторов;
·
выполнять
химический эксперимент: по
получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
объяснения
химических явлений происходящих в природе, быту, и на производстве; глобальных
проблем, стоящих перед человечеством (сохранение озонового слоя, парниковый эффект,
энергетические и сырьевые проблемы); для понимания роли химии в народном
хозяйстве страны;
·
безопасного
обращения с горючими и токсическими веществами, нагревательными приборами;
выполнения расчетов, необходимых при приготовлении растворов заданной концентрации,
используемых в быту и на производстве.
|