Распространение организмов.
Цели урока:
-сформировать элементарное
представление 1) об организмах как о компонентах природы, к числу которых
относятся растения, животные, микроорганизмы; 2) о
неравномерном распространении на земной поверхности..
Оборудование:
Видеофильм «Планета Земля»,
Зоогеографическая карта 1101060150 0.4
Ход урока:
I.
Организация учащихся на урок.
II. Объявление оценок за
контрольную работу. Работа
над ошибками.
III. Изучение нового материала.
• Опорные
знания и умения учащихся, уровень которых учитель должен определить перед
рассмотрением темы урока:
1. Разнообразие растений и животных (курс
природоведения, 5 класс).
2. Растения, фотосинтез (курс биологии, 6
класс).
• Разнообразие
организмов.
РАСТЕНИЯ

    Форма
строения культурные дикорастущие
деревья кустарники
травы водоросли
-Классификация животных:
   Тип класс отряд род семейство
и т.д.
• Распространение
живых организмов.
Живые организмы распространены в биосфере
крайне неравномерно. Наибольшая их концентрация наблюдается на поверхности суши
(включая почву и приземные слои атмосферы), поверхностных слоях Мирового
океана, а также на его дне в мелководной части.
Все это- зоны контакта между литосферой,
атмосферой и гидросферой.
Вопрос о неравномерности распространения
организмов следует рассмотреть в двух аспектах:
1.
На суше биомасса
в целолм увеличивается от полюсов к экватору, в этом же направлении возрастает
и количество видов растений и животных.
2.
Распространение организмов по вертикали. Для этого учащиеся анализируют
рисунок 102.
Неравномерное распространение растений и животных на
суше. Больше всего растений и
животных обитает у земной поверхности. Это поверхность суши и воздух над ней до
высоты около 150 м,
почва, поверхностные воды Океана и его дно на небольших глубинах, куда
проникает солнечный свет (рис. 95 Область максимально-: распространения организмов -■ Земле). Микроорганизмы обнаружены даже в стратосфере, в
буровых скважинах на глубине 4,5
км.
На суше распространение растений и животных зависит от климата (приведите примеры разнообразия
климата). Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных
тропических лесов (рис. 96). Познакомимся с ним на примере лесов
приэкваторной части Амазонской низменности (покажите ее на карте полушарий).
Климат здесь жаркий и влажный. Температура воздуха не опускается ниже 250
С, годовое количество осадков превышает 2000 мм, и выпадают они весь год. Деревья в этих лесах не сбрасывают всю листву
одновременно, как бывает осенью в лесах умеренного климата, а меняют ее
постепенно. Поэтому лес всегда зеленый, всегда в нем что-то цветет и зреют
плоды. Кроны деревьев смыкаются, образуя сплошной зеленый полог. Под кронами
влажно, душно. По стволам вьются, перекидываясь с дерева на дерево, похожие на
змей лианы. Стволы и даже листья деревьев буквально облеплены растениями,
которые впитывают влагу из воздуха. Среди них много папоротников и красиво
цветущих орхидей.
Большинство животных
влажных тропических лесов обитают
в кронах деревьев. Много обезьян. Лес кишит летучими мышами, ящерицами, змеями.
В реках живут крокодилы. Среди птиц много попугаев. Обилие насекомых — бабочек,
жуков, муравьев.
Там, где тепла достаточно,
но очень мало влаги, мир растений и животных не может быть богатым, там пустыни
(рис. 97 учебника). Величайшая на Земле пустыня — Сахара. В
Сахаре отмечена самая высокая на Земле температура воздуха 58 °С. Осадков
меньше 50 мм
в год, местами они выпадают раз в несколько лет. Каменистые участки пустыни
кажутся безжизненными. В песчаных пустынях растут колючие кустарники,
стелющиеся растения с очень мелкими листочками, испаряющими мало влаги. Многие
растения существуют только благодаря длинным корням, забирающим воду с глубины
более 10 м,
некоторые растут, цветут и плодоносят только тогда, когда выпадают редкие
дожди. Животные пустыни д.б выносливыми обходиться длительное время без воды и
питаться колючками (верблюд).
Распространение растений и животных в
Океане.
Среди растении преобладают водоросли.
Они погружены в воду и поглощают из нее питательные вещества всей своей
поверхностью. Корни им не нужны. Одни прикрепляются ко дну, другие свободно
плавают. Некоторые достигают длины 60
м, а другие крошечные.
Крупные океанские животные свободно
плавающие, легко преодолевающие большие расстояния. Это тюлени, каланы,
дельфины, киты. Есть животные, обитающие у дна (ракообразные, моллюски, черви),
есть прикрепленные ко дну (кораллы, губки).
Распространение
организмов зависит -от поступления
солнечного света
-перемещения воды, переносящей О2 и
питательные вещества.
Планктон (в переводе с греческого- «блуждающий»)- мелкий растений и животных, неспособных
противостоять течениям, переносящим их на большие расстояния. Это диатомеи,
икра рыб, черви, рачки, креветки, медузы. Там, где планктон там и рыбы.
IV. Закрепление материала.
1.Учащиеся приводят примеры влияния
человека на распространение организмов.
2. Каков мир животных и растений вашей
местности?
V. Домашнее задание. Параграф 45, ответы на вопросы на стр.165
|