План урока
Тема урока: Движение воздуха. Ветер.
Цель урока: сформировать понятие «ветер», причины его
образования: на примере «бриза»; дать представление о созидательной и
разрушительной работе ветра.
Ход урока.
1.
Организационный
момент.
2. Проверка знаний и умений учащихся:
А). работа
по карточкам
·
Почему
атмосферное давление воздуха в горах низкое?
·
Где применяют
кислород и углекислый газ?
·
Что такое
атмосфера?
·
Что входит в
состав воздуха?
·
От чего зависит
температура воздуха?
·
Какими свойствами
обладает кислород?
Б).по
вопросам:
1.Как влияет высота Солнца над горизонтом на колебания
температуры воздуха?
2.Почему альпинисты, отправляясь в горы, берут теплую
одежду?
3.Как Торричелли доказал, что воздух оказывает
давление7
4.Где больше давление: на берегу моря, в глубокой
шахте или на вершине горы? Почему?
3. Домашнее задание:…….
4.
Тема урока:
Движение воздуха. Ветер.
Встретились прохожему трое. Он поздоровался и пошел
дальше. Каждый из троих доказывал, будто прохожий приветствовал только его
одного. Спорили, спорили и решили узнать правду у самого повстречавшегося
человека. Догнали и спросили его:
- Кому ты, добрый человек, поклон отвесил?
А тот в свою очередь вопрос задал:
- А вы кто такие будете?
- Я – Солнце, - сказал один.
- А я – Мороз, - ответил другой.
Третий назвался Ветром.
- Ветру я поклонился, - сказал, немного подумав,
прохожий.
- Ах, так, - возмутилось Солнце, - сожгу твою ниву, с
голода помрешь!
- Я превращу тебя в ледяную сосульку! – пригрозил
Мороз.
Тогда Ветер и говорит:
- Не бойся, иди с миром. Налетит жара – подую
прохладой, воды принесу, не сгорят твои посевы. А в лютую стужу – теплом дохну,
отогрею!
Это
старинная украинская сказка. Глубокая народная мудрость заключена в ней: и
впрямь, бывает, что ветер сильнее и солнца и мороза.
Каждый
день мы слышим, как говорит движущийся воздух – ветер, но никогда не видим его,
ибо это – Великий невидимка. Без него, невидимки, мы не можем жить, растения и
животные – тоже. Воздух нужен всему живому, так же как свет и вода.
Великий
Невидимка находится в вечном движении. Нет такого места на земном шаре – на
суше или на море, - которого не посещал бы он в бесконечных своих странствиях.
И никто не может помешать ему свободно гулять по свету.
Так что такое ветер? Почему ветры бывают разной силы?
Воздух, нагреваясь от земной поверхности, поднимается
вверх, его место занимает холодный.
Перемещение
воздуха вдоль земной поверхности называется ветром.
Как же
образуется ветер?
Бриз – ветер, характерный для прибрежных районов.
Б Р И З
Дневной
Ночной
Т.в. Х.в. Х.в. Т.в.
суша море суша море
область область область область
Н.Д. В.Д. В.Д. Н.Д.
В чем причина ветров?
- Разница в атмосферном давлении в соседних точках
земного шара.
- Ветры всегда дуют из области более высокого АД в
область более Н.Д.
Мы знаем, что ветры бывают разной силы. Как это
объяснить?
Если различие в давлении между соседними участками
земной поверхности небольшое, то ветер слабый. Если различие в
давлении увеличивается, то и ветер усиливается, возрастает его скорость. Чем
больше скорость ветра, тем больше его сила, тем разрушительнее его последствия.
Скорость ветра выражается в м/с или км/ч.
Какую же работу производит ветер в природе?
Ветер в природе выполняет двоякую работу:
- созидательную
·
Опыляет растения;
·
Приводит в
движение механизмы;
·
Санитар – очищает
город от пыли, вредных газов;
·
Приносит тепло
или холод;
·
Происходит
газообмен;
·
Происходит
круговорот воды в природе.
- разрушительную
·
Бури, ураганы,
тайфуны, смерчи, суховеи – сокрушают здания, губят урожаи;
·
Топят в море
корабли;
·
Губят сады и
посевы;
·
Сдувают почвы;
·
Заносят песками
плодородные почвы (земли), превращая их в пустыни.
5.Закрепление нового материала:
1.Что
такое ветер? Как он возникает?
2.Почему
ветры бывают разной силы?
3.какую
работу производит ветер в природе?
6.Подведение итогов урока.
Тема «Воздух»
1.Воздух невидим потому, что он ………..
2.Если пустой стакан опустить в воду
вертикально вверх дном, то вода не заходит в стакан. Это доказывает, что
воздух, как все тела природы, ……………
3.Резиновый мяч при ударе отскакивает от
пола потому, что воздух ………………..
4.Пузырьки воздуха в воде движутся ………….
. Значит, воздух ………….. воды.
5.Воздух проводит тепло ………….
6.Воздушные шары наполняют теплым
воздухом потому, что ……….
7.Воздух, как жидкие и твердые тела, при
нагревании ……………, а при охлаждении …………… .
|