Рабочая программа по элективному курсу
"Наследственность и
здоровье” составлена на
основе программы элективных курсов по биологии 10-11. В.В. Пасечник.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса. С нашей
точки зрения в программе "Общая биология” не достаточно времени уделяется
изучению вопросов, касающихся наследственности человека, в связи с этим
учащимся, интересующимся генетикой, мы предлагаем данный курс. В этом курсе
рассматриваются как теоретические, так и практические работы по решению
генетических задач, знакомящих обучающихся с многообразием наследственных
заболеваний их лечений и профилактикой. Решение задач, как учебно-методический
прием при изучении вопросов наследственных заболеваний способствует
качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность,
развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, расширяет кругозор учащихся.
Использование задач развивает у школьников логическое мышление, позволяет им
глубже понять учебный материал.
Цели курса:
1. Углубить и расширить знания учащихся,
интересующихся биологией по наиболее важным и значимым проблемам
наследственности человека как факторе здоровья.
2. Ознакомить обучающихся с основными
методами изучения генетики человека, на конкретных заболеваниях, рассмотреть
последствия мутаций затрагивающих генотип человека.
3. Показать учащимся, что знания законов
генетики позволяет предупредить наследственные болезни или ослабить их
проявление.
Для обеспечения эффективного
медико-генетического консультирования необходима пропаганда генетических
знаний, осведомленности населения в вопросах наследственных болезней.В основу
данного курса положены принципы: углубления и систематизации знаний, полученных
при изучении основного курса, прикладной направленности курса,
развитие интереса учащихся к
самостоятельному приобретению знаний, через подготовку сообщений, написание
рефератов, поиск серьезных источников информации, в которых знания излагаются в
точном соответствии с современным состоянием науки. Это поможет реализовать
исследовательский подход, вовлечь учащихся в поисковую, творческую деятельность.
Курс позволит учащимся усвоить основные
понятия, термины и законы генетики, разобраться в генетической символике,
объяснить жизненные ситуации с точки зрения генетики, подготовиться к ЕГЭ, а
может и выбору профессии биологической направленности.
Задачи:
Развивающие
1. Сформировать знания о материальных
носителях наследственности.
2. Сформировать знания учащихся о здоровье
не только как о состоянии благополучия организма, но и как процесс постоянного
поддержания этого благополучия.
3. Показать, что на здоровье влияют разные
типы наследования, в том числе и цитоплазматическая наследственность.
4. Рассмотреть причины возникновения и
основные типы мутаций, влияющих на наследственность и здоровье.
5. Сформировать знания обучающихся о
методах изучения наследственности человека и профилактике обнаружении и лечения
наследственных заболеваний.
Обучающие
1. Формировать умение пользоваться
генетическими навыками при решении генетических задач.
2. Способствовать умению применять
теоретические знания в различных жизненных ситуациях.
Воспитательная
1. Способствовать формированию негативного
отношения к факторам, снижающим здоровья.
Критерии оценки успешности
Ученик получает зачет при условии
выполнения заданий 75-100%. В задания входят – решение задач, письменные ответы
по карточкам, тестирование, успешные ответы. Дополнительные балы ученик
получает:
1. Использование Интернет технологий.
2. Выполнение заданий сверх обязательного
минимума.
3. Доклады в школе или за её пределами.
Организация учебной работы
По возможности проводить лабораторные
работы, использовать при решении задач часто встречающиеся заболевания.
Глубокому и осмысленному усвоению знаний способствуют целенаправленное решение
различных задач, организация самостоятельной деятельности. Важным структурным
компонентом данного курса является достижение планируемых результатов
различными способами.
|