Пояснительная
записка.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего
образования, на основе примерной программы по биологии, Программы основного
общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения»
авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой, 2010.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го
класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени
основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной
программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного
стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 6 классов
предусматривает обучение в объёме 2 часа в неделю (всего за год 70
часов).
Рабочая программа для 6-х классов
включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их
индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании
фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для изучения «Живая природа Новосибирской области» 35 часов добавлено с
регионального компонета.
Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе
«Элементы содержания» и дополнены дополнительными элементами содержания,
помеченными. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями
развития учащихся.
Результаты обучения и уровни освоения учебного материала приведены в
графе «Планируемые результаты обучения и уровень освоения», которые
сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют
стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к
каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные
Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ
дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических
работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические
работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по
усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний»,
сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,
обладающей достаточными навыками и психологическими установками к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их
мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при
организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с
печатной основой:
Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения:
Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 80с.:ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ,
познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками
позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать)
биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти
задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика
размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в
качестве домашнего задания.
Умения познавательной
компетентности учащихся 6 классов.
ü
Находят в предложенных формулировках терминов
ключевые слова и видовые характеристики.
ü
Самостоятельно на основе опорной схемы
формулируют определения основных понятий курса биологии.
ü
Сравнивают биологические объекты по предложенным
критериям.
ü
Характеризуют по предложенному плану
биологические объекты.
ü
Владеют приемами сопоставления биологических
объектов.
ü
Проводят фенологические наблюдения за жизнью
живых организмов.
ü
Анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.
Умения информационной
компетентности учащихся 6 классов.
ü
Отбирают необходимую информацию из различных
источников: текста учебника, биологических словарей, справочников,
энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных
заданий.
ü
Извлекают необходимую информацию на основе
сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов.
ü
Пользуются предметным указателем энциклопедий и
справочников для нахождения информации
ü
Делают сообщения объемом 2-3 листа.
|