Пояснительная записка
Рабочая
программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего
образования, на основе примерной программы по биологии, Программы
основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные» авторов
В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой, 2010.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го
класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени
основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной
программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного
стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему учебному
плану и с учетом направленности классов рабочая программа предусматривает
в 7-х классах обучение биологии в объеме 2 часов в
неделю (всего за год 70 часов).
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и
жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации,
индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании
биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития
учащихся.
В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает
в себя три уровня освоения учебной информации:
·
воспроизведение и описание учебной информации;
·
интеллектуальный уровень;
·
творческий уровень.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные
Примерной программой). Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики
курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и
практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические
работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по
усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний»,
сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,
обладающей достаточными навыками и психологическими установками к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их
мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при
организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с
печатной основой: Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая
тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 144с.: ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных
работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми
рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать
(распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные
компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи,
требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения,
сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Содержание познавательной компетенции 7-х классов
Сравнение, сопоставление,
классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным
основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу,
аксиому
Определение адекватных
способов решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в
ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Исследование несложных
практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости
их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ,
несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание
результатов этих работ
Самостоятельно на основе
опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии 7-ого
класса.
Творческое решение учебных и
практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать
оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих
работ; участие в проектной деятельности.
Содержание информационной
компетенции учащихся 7-х классов.
ü Умение извлекать учебную
информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных
биологических объектов, моделей, коллекций.
ü Умение работать с
биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических
терминов.
ü Умение пользоваться
предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
ü Умение делать сообщения
объемом 4-5 печатных листов.
ü Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ
для поиска учебной информации о биологических объектах.
ü Способность передавать содержание
прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью
учебного задания.
ü Содержание коммуникативной
компетенции учащихся 7-х классов
ü Способность передавать
содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с
целью учебного задания.
ü Умение перефразировать мысль
(объяснить «иными словами»).
ü Осознанное и беглое чтение
текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового
анализа текста. Использование различных видов чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.
ü Выбор и
использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
ü Владение монологической
и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в
диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Содержание рефлексивной
компетенции учащихся 7-х классов
ü Самостоятельная
организация учебной деятельности (постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
ü Владение навыками контроля и
оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих
действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
ü Соблюдение норм
поведения в окружающей среде.
ü Владение умениями совместной
деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее
участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач
коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер,
подчиненный и др.).
ü Оценивание своей
деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических
ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как
гражданина, члена общества и учебного коллектива.
|