Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Экология растений»
для учащихся 6 класса составлена на основе программы для ОУ, 1-11 класс под
редакцией С.И. Беляниной и Ю.И. Буланого 2007г.
Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:
-
преемственности начального и основного общего образования;
- интеграции
учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.);
- гуманизации
образования;
-
соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития
школьников;
- личностной
ориентации содержания образования;
-
деятельностного характера образования и направленности содержания на
формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной,
практической, творческой деятельности;
-
формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и
способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении, познавательной деятельности).
Эти идеи являются базовыми при определении структуры,
целей и задач данного курса.
Цель курса: целенаправленное формирование общих
биологических и экологических понятий через установление общих признаков
жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким
элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Задачи курса и экологического образования в целом
представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Образовательные:
-
формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах
обитания человека;
- системы
интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния
окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и
навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать
природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать
наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности
через систему лабораторных работ и
экскурсии;
- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Развивающие:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной,
эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у учащихся
все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций,
положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал
каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение
значимости любого урока для каждого ученика;
- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения
экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и
личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
- воспитывать
потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на
сохранение и улучшение состояния окружающей среды,
ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию
(компетентность деятельности),
умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения
лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и
проектов (компетентность социального
взаимодействия.
Данный курс включает как теоретические занятия, так и
выполнение практических работ. Занятия сопровождаются систематическим контролем
знаний учащихся путём устного опроса,
выполнения письменных заданий.
На реализацию курса согласно базисному плану школы выделено 17,5 учебных
часов (из расчёта 0,5 часа в неделю).
|