СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ
Изучение
биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
·
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке
как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической
деятельности людей; методах познания живой природы;
·
овладение умениями применять биологические знания для
объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного
организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии
и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами,
инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами
и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
·
развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за
живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными
источниками информации;
·
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
·
иcпользование приобретенных знаний и умений в
повседневной жизни для ухода
за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания
первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по
отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для
соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни,
профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек,
ВИЧ-инфекции.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
БИОЛОГИЯ
КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Роль биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических
объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к
биологическим объектам, их охраны.
ПРИЗНАКИ
ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Клеточное строение организмов как
доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы.
Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний
организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы
органов, их взаимосвязь как основа целостности
многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у
растений, животных, грибов и бактерий. Поведение
животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Наследственная и ненаследственная
изменчивость. Применение знаний о
наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород
и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных,
ухода за ними.
Проведение
простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению
состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения
животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных
клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений,
животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений
и животных; выявление изменчивости организмов.
СИСТЕМА,
МНОГООБРАЗИЕ И
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Система органического мира. Основные систематические категории, их
соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль
растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики
заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание
первой помощи при отравлении грибами. Значение
работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Учение об эволюции органического мира.
Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных
в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы и как результат эволюции.
Проведение
простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее
распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших
сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности
биологических объектов к определенной систематической группе с использованием
справочников и определителей (классификация).
ЧЕЛОВЕК
И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Значение
знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для
самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их
значение и использование в собственной жизни.
Место
и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Строение
и процессы жизнедеятельности организма человека.
Питание. Пищеварительная система. Роль
ферментов в пищеварении. Исследования
И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни.
Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Дыхание.
Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика.
Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер
профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха
как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным
газом, спасении утопающего.
Транспорт веществ. Внутренняя среда
организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в
области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания
первой помощи при кровотечениях.
Обмен веществ и превращения энергии.
Витамины. Проявление авитаминозов и меры
их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые
инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Опора и движение. Опорно-двигательная
система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим
при травмах опорно-двигательной системы.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами,
ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах,
обморожениях и их профилактика.
Размножение и развитие. Наследование
признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании
семьи. Забота о репродуктивном
здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.
ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Органы чувств, их роль в жизни человека.
Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Нейро-гуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней
и внешней секреции. Гормоны.
Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова,
А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и
безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность
человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности
психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление,
способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и
мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности,
темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и
поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание,
двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы
органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение.
Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек
и окружающая среда. Социальная
и природная среда, адаптация к ней человека.
Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей
среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной
жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Проведение
простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела,
кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на
таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального
питания; анализ и оценка влияния факторов
окружающей среды, факторов риска на здоровье.
ВЗАИМОСВЯЗИ
ОРГАНИЗМОВ И
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Среда
– источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние
экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным
экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество,
симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы.
Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ
в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.
Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о
биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на
собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Проведение
простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и
энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания
(на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в
конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах,
влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
ТРЕБОВАНИЯ К
УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения
биологии ученик должен
знать/понимать
·
признаки
биологических объектов:
живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных,
грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений,
животных и грибов своего региона;
·
сущность
биологических процессов:
обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт
веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость,
регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах;
·
особенности
организма человека, его
строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
·
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство,
общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной
деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического
разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния
окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в
организме;
·
изучать
биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты
опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением
животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых
микропрепаратах и описывать биологические объекты;
·
распознавать
и описывать: на таблицах
основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых
объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов
животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и
домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и
животные;
·
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов
к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
·
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы
и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и
делать выводы на основе сравнения;
·
определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация);
·
анализировать
и оценивать воздействие
факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности
человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и
экосистемы;
·
проводить
самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные
признаки основных систематических групп; в биологических словарях и
справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
·
соблюдения
мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,
грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение,
алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях,
ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
·
рациональной
организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
·
выращивания
и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
·
проведения
наблюдений за состоянием собственного организма.
|