СТАНДАРТ СРЕДНЕГО
(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ
ПРОФИЛЬНЫЙ
УРОВЕНЬ
Изучение
биологии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено
на достижение следующих целей:
·
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся
составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах
биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);
строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция,
вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных
исследованиях в биологической науке;
·
овладение умениями характеризовать современные
научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием
биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества;
самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты;
анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться
биологической терминологией и символикой;
·
развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей
в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения
экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования
биологических объектов и процессов;
·
воспитание убежденности в возможности
познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к
ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
·
использование приобретенных знаний и
умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и
соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические
системы. Общие признаки биологических систем. Роль биологических теорий, идей,
гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
КЛЕТКА
Цитология – наука о клетке.
М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения
современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной
естественнонаучной картины мира. Методы
изучения клетки.
Химический состав клетки.
Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и
органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.
Строение и функции частей и
органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.
Химический состав, строение и функции хромосом.
Многообразие клеток.
Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных
заболеваний.
Обмен веществ и превращения
энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые
и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на
Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический
код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.
Клетка – генетическая
единица живого. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза
и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и
животных под микроскопом; приготовление микропрепаратов, их изучение и
описание; опыты по определению каталитической активности ферментов; сравнительная характеристика клеток
растений, животных, грибов и бактерий, процессов
брожения и дыхания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза и мейоза, развития
половых клеток у растений и животных.
ОРГАНИЗМ
Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Ткани, органы
системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма.
Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы,
паразиты. Автотрофы (хемотрофы и
фототрофы).
Воспроизведение организмов,
его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у
цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и
постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека.
Наследственность и
изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения
наследственности человека. Генетическая терминология и символика.
Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические
основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение
пола. Типы определения пола.
Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная
система. Развитие знаний о генотипе.
Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная
изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и
мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на
организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики
наследственных заболеваний человека.
Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие
селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их
генетические основы. Особенности селекции
растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления.
Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование
человека, направленное изменение генома).
Проведение биологических исследований: составление схем
скрещивания; решение генетических задач; построение
вариационного ряда и вариационной кривой; выявление источников мутагенов в
окружающей среде (косвенно), изменчивости у особей одного вида; сравнительная
характеристика бесполого и полового размножения, оплодотворения у цветковых
растений и позвоночных животных, внешнего и внутреннего оплодотворения, пород (сортов); анализ и оценка
этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
ВИД
Доказательства эволюции
живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
Развитие эволюционных идей.
Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об
эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной
естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного
отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции.
Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции.
Исследования С.С.Четверикова. Закономерности
наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты
эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых
видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости
биосферы.
Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция,
параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен).
Причины биологического прогресса и биологического регресса.
Отличительные признаки
живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в
эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции
человека. Происхождение человеческих рас. Критика
расизма и социального дарвинизма.
Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов,
идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и
описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика
разных видов одного рода по морфологическому критерию, искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора,
способов видообразования, микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции;
анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле, происхождения человека
и формирования человеческих рас.
ЭКОСИСТЕМЫ
Экологические факторы, общие закономерности их влияния на
организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Понятия «биогеоценоз» и
«экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты
экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме.
Трофические уровни. Типы пищевых цепей.
Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в
экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия.
Биосфера – глобальная
экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения
биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные
антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление приспособлений у организмов
к влиянию различных экологических факторов, абиотических и биотических
компонентов экосистем (на отдельных примерах), антропогенных изменений в
экосистемах своей местности; составление схем переноса веществ и энергии в
экосистемах (пищевых цепей и сетей); сравнительная характеристика экосистем и
агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем своей местности (видовая и
пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных
изменений); исследование изменений в экосистемах на биологических моделях
(аквариум); решение экологических задач; составление
схем круговоротов углерода, кислорода, азота; анализ и оценка глобальных
антропогенных изменений в биосфере.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате
изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
·
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная
теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза);
учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и
происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность
законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в
наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического);
закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования,
сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил
(доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет,
сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
·
строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов,
хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов;
одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
·
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и
превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен,
брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и
позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез),
взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов,
действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и
экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на
генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
·
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
·
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство
живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические
теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на
организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов,
человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и
ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных
мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем,
необходимости сохранения многообразия видов;
·
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и
функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и
темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений
эволюции;
·
решать задачи разной сложности по биологии;
·
составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
·
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по
морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
готовить и описывать микропрепараты;
·
выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и
идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных
организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи
организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
·
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
·
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,
экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и
животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и
мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного
отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и
микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе
сравнения;
·
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения
жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в
биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
·
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах
Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
·
грамотного оформления результатов биологических исследований;
·
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер
профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний,
стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
·
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами;
·
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам,
поведению в природной среде;
·
оценки этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
|