СТАНДАРТ СРЕДНЕГО
(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ
Изучение естествознания на базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
·
освоение
знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах
естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями
естествознания, оказавши-ми определяющее влияние на представления человека о природе,
развитие техники и технологий;
·
овладение
умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира, критической оценки и использования естественнонаучной
информации, содержа-щейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярной литературе;
осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе
проблемам науки;
·
развитие
интеллектуальных, творческих способностей и кри-тического мышления в ходе
проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации
естест-веннонаучной информации;
·
воспитание
убежденности в возможности познания законов природы и использования
достижений естественных наук для развития цивилизации; стремления к
обоснованности выска-зываемой позиции и уважения к мнению оппонента при обсу-ждении
проблем; осознанного отношения к возможности опасных экологических и этических
последствий, связанных с достижениями естественных наук;
·
использование
естественнонаучных знаний в повседнев-ной жизни для
обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды,
энергосбережения.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СОВРЕМЕННЫЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ
ЗНАНИЯ О МИРЕ
Система
наук о природе. Эволюция
естественнонаучной кар-тины мира. Естественнонаучный метод
познания и его составляю-щие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза,
модель, тео-рия. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной.
Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные ха-рактеристики. Системный подход в естествознании.
Наиболее
важные естественнонаучные идеи и открытия, опре-деляющие современные знания о
мире.
Дискретное
строение вещества (молекулы, атомы, элементар-ные
частицы). Физические поля и электромагнитные волны; волно-вые и
корпускулярные свойства света. Кванты; поглощение и испус-кание света атомом. Связь массы и энергии. Порядок-беспорядок
и необратимый характер тепловых процессов (2-е начало термодинамики, энтропия, информация). Эволюция Вселенной (большой взрыв, разбегание
галактик, эволюция звезд и планет,
Солнечная система).
Периодический
закон и периодическая система химических элементов. Связь между структурой
молекул и свойствами веществ; неорганические и органические вещества. Природа
химической связи и механизм химической реакции (скорость реакции, катализ, химическое
равновесие).
Клеточное
строение живых организмов (дифференциация клеток в организме, обмен веществ и
превращение энергии в клетке, деление клетки, оплодотворение). ДНК – носитель
наследственной информации (структура молекулы ДНК, ген, генетический код, му-тация, матричное
воспроизводство белков). Биологическая эволюция (наследственность и
изменчивость организмов, естественный отбор, гипотезы происхождения жизни,
происхождение человека). Биоразнообразие. Биосистемная организация жизни
(клетка, организм, популяция, экосистема).
Преобразование
и сохранение энергии в живой и неживой природе. Случайные процессы и
вероятностные закономерности. Общность
информационных процессов в биологических, техниче-ских и социальных системах.
Эволюция: физический, химический и
биологический уровни. Процессы
самоорганизации. Биосфера, роль человека в биосфере. Глобальные
экологические проблемы и концепция
устойчивого развития.
Проведение простых исследований и/или наблюдений
(в том числе с использованием мультимедиа): электромагнитных яв-лений,
волновых свойств света, фотоэффекта, оптических спектров, процессов перехода от
порядка к беспорядку, эффекта Доплера, из-менений свойств вещества при
изменении структуры молекул, зави-симости скорости химической реакции от
различных факторов (тем-пературы, катализатора), клетки (под микроскопом),
денатурации белка, репликации ДНК, взаимосвязей в экосистемах (на моделях).
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И РАЗВИТИЕ
ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Взаимосвязь
между научными открытиями и развитием техни-ки и технологий. Различные способы
получения электроэнергии и проблемы энергосбережения. Использование
электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, медици-не, при изучении свойств вещества, Принцип действия и использование лазера.
Современные способы передачи и хранения
информа-ции. Получение новых материалов с заданными свойствами. Природные
макромолекулы и синтетические полимерные материалы. Жидкие кристаллы. Биотехнологии (микробиологический синтез,
клеточная и генная инженерия).
Клонирование.
Экологические
проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи.
Этические проблемы, связанные с раз-витием биотехнологий.
Проведение простых исследований и/или наблюдений
(в
том числе с использованием мультимедиа): работы электрогене-ратора, излучения лазера, определения состава веществ с
помощью спектрального анализа; свойств полимерных материалов, каталити-ческой активности
ферментов.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И ЧЕЛОВЕК
Физические
и химические процессы в организме человека. Электромагнитные явления в живом
организме (организме челове-ка): электрические ритмы сердца и мозга, электрохимическая природа нервных импульсов.
Феномен зрения: оптика, фотохимические
реакции, анализ информации. Влияние электромагнитных волн и радиоактивных
излучений на организм человека. Роль макромолекул в человеческом организме, ферменты и ферментативные реакции.
Наследственные
закономерности. Геном человека.
Генетичес-ки обусловленные заболевания и возможность их лечения. Природа
вирусных заболеваний. Принцип действия
некоторых лекарствен-ных веществ. Проблемы рационального питания. Биохимическая ос-нова никотиновой,
алкогольной и наркотической зависимостей. Безопасное использование веществ
бытовой химии. Личная ответст-венность человека за охрану окружающей среды.
Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью
чело-века: профилактики и лечения инфекционных заболеваний,
защиты от опасного воздействия электромагнитных полей и радиоактивных
излучений; выбора диеты и режима питания, экономии энергии, эффективного и
безопасного использования веществ бытовой хи-мии; личных действий по
охране окружающей среды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В
результате изучения естествознания на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
·
смысл понятий: естественнонаучный метод познания, элек-тромагнитное поле
и электромагнитные волны, квант, эволю-ция Вселенной, большой взрыв, Солнечная
система, галакти-ка, периодический закон, химическая связь, химическая реакция,
макромолекула, белок, катализатор, фермент, дифферен-циация клеток, ДНК, вирус,
биологическая эволюция, биоразнообразие, клетка, организм, популяция,
экосистема, биосфера;
·
вклад великих ученых в
формирование современной естест-веннонаучной картины мира;
уметь
·
приводить примеры экспериментов и/или наблюдений,
обосновывающих: атомно-молекулярное
строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического
и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость
тепловых процессов, разбега-ние галактик, зависимость свойств вещества от
структуры мо-лекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и
катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя
наследственной информации, эволю-цию живой природы, превращения энергии и
вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь
компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
·
объяснять прикладное значение важнейших достижений
в области естественных наук для:
развития энергетики, транс-порта и средств связи, получения синтетических
материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения ин-фекционных
заболеваний, охраны окружающей среды;
·
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки;
де-лать выводы на основе экспериментальных данных, пред-ставленных
в виде графика, таблицы или диаграммы;
·
работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ,
ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать
достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практиче-ской
деятельности и повседневной жизни для:
·
оценки влияния на организм человека
электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
·
энергосбережения;
·
безопасного использования материалов и химических
веществ в быту;
·
профилактики инфекционных заболеваний,
никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
·
осознанных личных действий по охране окружающей
среды.
|