ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
освоение важнейших знаний о химической
символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях;
·
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также
умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений
химических реакций;
·
развитие познавательных интересов и интеллектуальных
способностей в процессе усвоения
химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых
знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
·
воспитание убежденности
в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой
культуры;
·
применение полученных знаний и умений для химически грамотного
использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений,
наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и
превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о
химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических
и органических веществ.
Правила безопасного обращения с веществами, нагревательными
приборами, химической посудой и простейшим оборудованием.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:
1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли
растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству
вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
ВЕЩЕСТВО
Атомы и молекулы. Химический
элемент как вид атомов. Язык химии. Знаки химических элементов,
химические формулы.
Массы атомов и молекул. Относительные атомные массы.
Атомная единица массы. Количество вещества, моль – единица количества вещества.
Молярная масса. Молярный объем.
Вещество и его агрегатные состояния.Чистые вещества и
смеси веществ. Природные смеси разного
агрегатного состояния: воздух, природный газ, нефть, природные воды, растворы.
Вещества простые и сложные. Качественный и количественный
состав вещества. Понятие о валентности и степени окисления. Основные классы
неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Общее представление о строении атомов: ядро (протоны и
нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов
малых периодов периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Общее представление о строении молекул. Химическая
связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная,
металлическая.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии.
Кристаллические и аморфные вещества.
Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция. Условия возникновения и признаки
протекания химических реакций. Сохранение массы вещества при химических
реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам:
числу и составу исходных и полученных веществ; постоянству или изменению степеней
окисления атомов химических элементов; наличию и отсутствию катализатора,
поглощению или выделению энергии. Понятие
о скорости химических реакций.
Электролитическая диссоциация веществ в процессе растворения.
Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая
диссоциация щелочей, солей и кислот.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ
НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов,
оснований, кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород.
Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы . Серная, сернистая и
сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная
кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора . Ортофосфорная кислота и ее
соли.
Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый
газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния . Кремниевая кислота. Силикаты.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ
ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Основные сведения о химическом строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты
(уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления
о полимерах (полиэтилен, белки).
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Человек в мире веществ: материалы и химические процессы.
Химическая картина
мира.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Консерванты пищевых продуктов [поваренная соль, уксусная кислота ( столовый
уксус )].
Природные источники углеводородов: нефть и природный
газ. Применение их как топлива и сырья.
Проблемы безопасного использования веществ и химических
реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать
маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности,
соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В
результате изучения химии ученик должен
знать
·
химическую
символику: знаки химических
элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
·
важнейшие
химические понятия: атом,
молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация
веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
·
основные
законы химии: сохранения массы
веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
·
называть: знаки химических элементов, соединения изученных
классов, типы химических реакций;
·
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера
химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в
периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств
элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия
веществ; сущность реакций ионного обмена;
·
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на
основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей
строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие
свойства неорганических и органических веществ;
·
определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ
к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в
соединениях;
·
составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов,
гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов
периодической системы; уравнения химических реакций;
·
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
·
распознавать
опытным путем: кислород, водород,
углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-,
карбонат-ионы, ионы аммония;
·
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле
соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество
вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов
или продуктов реакции;
использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
безопасного
обращения с веществами и материалами;
·
экологически
грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
),!:c8�P!n-left:1.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:-1.0cm;
mso-list:l1 level1 lfo2;tab-stops:list 1.0cm;mso-layout-grid-align:none;
punctuation-wrap:simple;text-autospace:none;vertical-align:baseline'>·
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и
функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и
темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений
эволюции;
·
решать задачи разной сложности по биологии;
·
составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
·
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по
морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
готовить и описывать микропрепараты;
·
выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и
идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных
организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи
организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
·
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
·
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,
экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и
животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и
мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного
отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и
микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе
сравнения;
·
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения
жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в
биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
·
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах
Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
·
грамотного оформления результатов биологических исследований;
·
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер
профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний,
стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
·
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами;
·
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам,
поведению в природной среде;
·
оценки этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
|